Первый
учитель! Он встречается на жизненном пути каждого человека. Каким он должен
быть?
19 декабря День первого учителя,
и мы говорили об Аполлинарии Николаевне Тепляшиной и
ее учениках; об учителях начальных
классов, «сердце отдающих детям»; о доброте и любви к своему труду.
Аполлинария Николаевна Тепляшина, знаменитая вятская учительница.
В это день мы зажгли свечу памяти в честь А.Н.Тепляшиной.
Портрет А.Н Тепляшиной висит в моем кабинете с 2014 года. Именно в этом году я стала Лауреатом областного конкурса лучших учителей Кировской области.
Это единственная премия в России учителям начальных классов, которую учредил
ученик А.Н.Тепляшиной- писатель Альберт Лиханов.
Она прожила большую жизнь, наполненную любовью к детям. Она стала образцом
профессионального мастерства для
многих поколений педагогов, является примером заботы о ближнем, о слабом, о
нуждающемся в помощи человеке.
Аполлинария
Николаевна родилась в селе ЛудяныНолинского уезда Вятской губерниив 1879 году.
Её отец Николай ФерапонтовичТепляшин был учителем. В семье воспитывалось 8
детей. Всем детям родители стремились дать образование
После окончания Мариинской женской гимназии в городе ВяткеАполлинария
Николаевна получила право обучать детей.
70 лет она отдала начальной школе.
Работала в Чистяковской школе грамотности, двухклассной церковно-приходской
школе г. Вятки,8 в
начальной школе № 9 города Кирова.
За свой труд дважды была награждена орденом
Ленина, которыми в годы Великой Отечественной войны награждались полководцы.
Её имя вписано золотыми буквами в историю вятского
образования.
Знания Аполлинария Николаевна давала блестящие.
У нее были свои,
особенные методы и приемы. Каким-то таинственным образом Аполлинарии Николаевне удавалось
прекрасно научить всех детей письму, арифметике, родной речи и
другим предметам. Но
главное, она учила их добру и уважению к другим людям, любви к книге и к
искусству.
Почти семь десятилетий ее год начинался не 1 января,
а 1 сентября.
Имя Аполлинарии Николаевны Тепляшиной хорошо известно на
Вяткеблагодаря
ее ученикам,среди
которых председатель Российского детского фонда, писатель Альберт Анатольевич
Лиханов,писатель
Леонид Владимирович Дьяконов,целая
династия вятских кукольников Афанасьевых, преподаватели музыкальных училищ и вузов, воспитатели, врачи, инженеры и многие
другие прекрасные люди земли вятской
Каждый год 19 декабря я провожу День первого учителя. Вот и в этом году я зачитывала своим ученикам отрывки из книги Альберта Анатольевича Лиханова "Кресна".
«Наша любимая учительница Анна Николаевна, была сухонькой
невысокой старушкой с пуховым платком на плечах.
Платья у Анны Николаевны были все одинаково темного цвета и
застегивались у горла, от которого расходились крылышки всегда белоснежного
воротничка. Между крыльев воротничка у Анны Николаевны сияла совершенно
необыкновенная овальная брошь и называлась особенным, древним, нерусским
именем- камея.
Лицо у Анны Николаевны было совершенно обыкновенное, волосы зачесаны
на пробор и назад, маленькая косичка спрятана сзади под платок. Учительница
наша дорогая ничем не хотела отвлекать нас от главного – знаний.Все предметы,
которые предполагала начальная школа, вела она одна. За годы учебы она не то
что целого дня, а просто одного какого – нибудьурочка рисования или пения не
пропустила.
Как же учила Анна Николаевна? Не знаю – вот мое искреннее
признание.Удивительное дело! Научила и
все тут. Двоек Анна Николаевна не ставила вообще, а тройки очень редко. Точнее
сказать, двойки и тройки она ставила, но не в журнал. Было бы полной неправдой
сказать, что мы их не страшились. Ещё как! После уроков оставались на
дополнительные занятия. Если все шло гладко – ставила хорошие отметки,
например, четверки. А вот пятерку после двойки не ставила никогда.Был у неё ещё
один приём: к заболеющим она прикрепляла здоровых. Она запросто выясняла, что
ты не знал, забыл или пропустил.Осталось слегка досадное воспоминание, что
таблицу умножения нужно было просто вызубрить. Перед каждым уроком чистописания
повторяла одну и ту же мысль: Вы должны выработать красивый каллиграфический
почерк. Вас должны понимать все, кому вы пишете. И еще она волновалась, чтобы
мы умели складывать свои мысли. Учитесь думать предложениями. Помните словами и
мыслями!
Кресна. Крёстная мать. Крестная мать – не та, что родила, а
та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела,
как понимала, как считала нужным, берегла тебя.
Учительница моя не была мне крестной. А все таки была.
Где вы, дорогая моя
Анна Николаевна? На каком небесном облачке? В какой небесной сини? Вы слышите
меня? Так вот что хочу вам сказать. Вас давно уже нет. Но вы есть. Вы есть во
мне. Вы есть по – разному – во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда
– вашими уроками и вашей жизнью. Благодарю и помню вас, милая наша крёсна.»
Мои ученики ждут этот урок. Они внимательно слушают мои рассказы об А.Н. Тепляшиной, пишут тексты о ней, смотрят видео фрагменты из передач, в которых ученики вятской учительницы рассказывают о ней. Радуются, если увидят меня на кадрах видео. Удивляются, а может быть и гордятся...
Комментариев нет:
Отправить комментарий