Заказы на пособия принимаем по электронной почте: Pisatel_ychitel@mail.ru

вторник, 11 апреля 2017 г.

Моделирование на уроках литературного чтения. Работаем со справочником "Моя шкатулка"

На уроках литературного чтения и на других уроках мы с ребятами пользуемся Графическими моделями состояний, эмоций и чувств из справочника
"Моя шкатулка".

Сейчас у нас широкое поле для деятельности, т.к. в первом издании справочника "Моя шкатулка" было всего 20 моделей, а во втором издании их стало 54. Хочется поподробнее рассказать коллегам о нашем опыте работы с моделями.

Мои ученики, которые пользовались "первой" Шкатулкой уже учатся в 8 классе лицея.

Первое издание справочника "Моя шкатулка" 2010 год
В 2013 году Институт развития образования Кировской области выпустил  учебно- методическое пособие "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения", которое стало результатом работы творческой лаборатории учителей начальных классов под руководством Ольги Николаевны Бершанской- кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и начального общего образования.

В этом пособии опубликована моя статья "Моделирование на уроках литературного чтения"
В соответствии с концепцией развития универсальных учебных действий в период начального образования основным показателем развития знаково-символических действий, входящих в блок познавательных УУД, является овладение моделированием.
Следует отметить, что в педагогической практике термин «моделирование» используется в разных значениях. С одной стороны, моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [1.     Карпенко, А.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе / А.В. Карпенко // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 11. – С. 53–58.]. В этом смысле А.К. Дусавицкий, например, выделяет такой тип урока как урок моделирования и преобразования моделей. Он направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве [1.     Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий. – М.: Вита-пресс, 2012.].
Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования, которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой, М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного блока.
Например, при знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается выполнить моделирование для последующего сравнения объектов.


Ученики дополняют первый отрывок моделью, обозначающей печаль, а второй отрывок моделью, обозначающей радость. Используя модели, можно дать детям установку при чтении для формирования выразительности: «Попробуй заинтересовать своим чтением слушателей, постарайся передать при чтении те чувства, которые ты обозначил на моделях».
Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю» выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования.
 Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю» выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования.

На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Так, для определения чувств, испытанных самим ребенком при знакомстве с рассказом К. Паустовского «Прощание с летом», можно предложить ученикам обозначить свои эмоции на моделях. 
Рассмотрим пример формирования моделирования с одновременным развитием нравственно-этической ориентации младших школьников. При знакомстве с произведением В. Осеевой «Волшебное слово» на этапе анализа образа главного героя ученики понимают, какую гамму чувства он испытывает: радость, одиночество, тревогу, беспокойство, отчаянье, надежду, обиду и др. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, рассказывают  ученикам об эмоциональных переживаниях главного героя, что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку. Учитель предлагает рассмотреть  предложенные модели, выбрать из них те, которые отражают эмоции и чувства Павлика на протяжении рассказа и обозначить смену чувств цифрами.
Подобные задания учитель может составить самостоятельно, используя с учащимися справочник О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой «Моя шкатулка» [2].
Например, при знакомстве с произведением В. Росина «Друзья познаются в беде» можно предложить учащимся творческое задание с использованием моделей эмоций и чувств.

Учитель: Рассмотрите вагончики. Отметьте значком Ѵ тот вагончик, на котором обозначены эмоции и чувства белочки на протяжении рассказа. Если у вас другое мнение, можете нарисовать в вагончике №3 свой ряд моделей эмоций и чувств белочки, пользуясь справочником. Объясните  свой выбор.
Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.
Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на формирование моделирования,  обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися,  адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению. 

Групповая работа у доски
 Для продуктивной работы с моделями состояний эмоций и чувств целесообразно подготовить набор из 54 карточек( 15х21 см). Карточки удобно использовать для работы с моделями на доске. Для парной и индивидуальной работы я заготовила модели, размером 5 х7 см и поместила их в конверт.
Работаем с моделями в парах.


Графические модели модели эмоций и чувств можно использовать:
Для обозначения чувств, испытанных героем (другим литературным героем).
При подготовке к выразительному чтению.
Для обозначения моделью чувств автора.
Для обозначения моделью своих чувств ( после прочтения произведения, на этапе рефлексии и др.).
При характеристике литературного героя и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий