О работе с графическими моделями эмоций и чувств я уже писала для читателей своего блога.
Подробно узнать про работу с моделями можно в наших пособиях: "Моя шкатулка: справочник" и "Методические рекомендации для учителя".
Моделирование – познавательное универсальное учебное
действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая) [6].
Для успешного формирования действия моделирования в
начальной школе младшие школьники должны овладеть следующими учебными действиями:
- кодирование/замещение (использование знаков и
символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы,
чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или
отношения между предметами или их частями;
- умение строить схемы, модели и т.п. [6].
Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования,
которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой,
М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному
чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение
такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования
способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного
блока.
Например, при
знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается
выполнить моделирование для последующего сравнения объектов. Подробнее ознакомиться со статьей можно здесь.
Во втором классе мы продолжаем работу с графическими моделями. С базовыми эмоциями мы познакомились еще в 1 классе. А во втором вводим разновидности, близких и дальних "родственников".
РАДОСТЬ- веселье, счастье, восторг, восхищение, удовольствие и т.д.
При знакомстве со стихотворением К.Бальмонта "Осень" я предложила ребятам самим сформулировать задание. Ребята легко справились. Подобрали к каждому двустишию подходящую модель эмоций и чувств.
При знакомстве со стихотворением К.Бальмонта "Осень" я предложила ребятам самим сформулировать задание. Ребята легко справились. Подобрали к каждому двустишию подходящую модель эмоций и чувств.
Использование моделирования, обеспечивает интеллектуальное и
нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение
самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной
читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе
способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст,
формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию
смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих
лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.
Как здорово! Дети так замечтельно говорят. Галина Дмитриевна, большое спа сибо, что делитесь опытом.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лилия Вильевна! Мы очень стараемся! И я и дети! Ученики действительно говорят красиво! Сколько сил вложено, чтобы получить такой результат!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое ! Чувствуется работа профессионала.
ОтветитьУдалитьБлагодарю за добрые слова!
ОтветитьУдалить