Заказы на пособия принимаем по электронной почте: Pisatel_ychitel@mail.ru

вторник, 20 ноября 2018 г.

Развиваем познавательные УУД с помощью моделирования на уроках в начальной школе



О работе с графическими моделями эмоций и чувств я уже писала для читателей своего блога. 


Подробно узнать про работу с моделями можно в наших пособиях: "Моя шкатулка: справочник" и "Методические рекомендации для учителя".

Моделирование – познавательное универсальное учебное действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) [6].
Для успешного формирования действия моделирования в начальной школе младшие школьники должны овладеть следующими учебными действиями:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями;
- умение строить схемы, модели и т.п. [6].
Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования, которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой, М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного блока.
Например, при знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается выполнить моделирование для последующего сравнения объектов. Подробнее ознакомиться со статьей можно здесь.
Во втором классе мы продолжаем работу с графическими моделями. С базовыми эмоциями мы познакомились еще в 1 классе. А во втором вводим разновидности, близких и дальних "родственников".
РАДОСТЬ- веселье, счастье, восторг, восхищение, удовольствие и т.д.
При знакомстве со стихотворением К.Бальмонта "Осень" я предложила ребятам самим сформулировать задание. Ребята легко справились. Подобрали к каждому двустишию подходящую модель эмоций и чувств.


Использование  моделирования,  обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися,  адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.

4 комментария:

  1. Как здорово! Дети так замечтельно говорят. Галина Дмитриевна, большое спа сибо, что делитесь опытом.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лилия Вильевна! Мы очень стараемся! И я и дети! Ученики действительно говорят красиво! Сколько сил вложено, чтобы получить такой результат!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое ! Чувствуется работа профессионала.

    ОтветитьУдалить