На уроках литературного чтения и на других уроках мы с ребятами пользуемся Графическими моделями состояний, эмоций и чувств из справочника
"Моя шкатулка".
"Моя шкатулка".
Сейчас у нас широкое поле для деятельности, т.к. в первом издании справочника "Моя шкатулка" было всего 20 моделей, а во втором издании их стало 54. Хочется поподробнее рассказать коллегам о нашем опыте работы с моделями.
Мои ученики, которые пользовались "первой" Шкатулкой уже учатся в 8 классе лицея. |
Первое издание справочника "Моя шкатулка" 2010 год |
В 2013 году Институт развития образования Кировской области выпустил учебно- методическое пособие "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения", которое стало результатом работы творческой лаборатории учителей начальных классов под руководством Ольги Николаевны Бершанской- кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и начального общего образования.
В этом пособии опубликована моя статья "Моделирование на уроках литературного чтения"
В соответствии с концепцией развития универсальных
учебных действий в период начального образования основным показателем развития
знаково-символических действий, входящих в блок познавательных УУД, является
овладение моделированием.
Следует отметить, что
в педагогической практике термин «моделирование» используется в разных
значениях. С одной стороны, моделирование – это метод
опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а
его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с
познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий
при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [1. Карпенко,
А.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе
/ А.В. Карпенко // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 11. – С. 53–58.]. В этом смысле
А.К. Дусавицкий, например,
выделяет такой тип урока как урок моделирования и преобразования моделей. Он направлен
на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или
особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа
сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся,
действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном
литературном творчестве [1. Дусавицкий,
А.К. Урок в
начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн.
для учителя / А.К. Дусавицкий. – М.: Вита-пресс, 2012.].
Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования,
которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой,
М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному
чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение
такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования
способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного
блока.
Например, при
знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается
выполнить моделирование для последующего сравнения объектов.
Ученики дополняют первый отрывок моделью, обозначающей печаль, а
второй отрывок моделью, обозначающей радость. Используя модели, можно дать детям
установку при чтении для формирования выразительности: «Попробуй заинтересовать
своим чтением слушателей, постарайся передать при чтении те чувства, которые ты
обозначил на моделях».
Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю»
выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели,
становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были
выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами
участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования.
Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю»
выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели,
становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были
выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами
участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования.
На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров,
мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно
соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку,
развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к
ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное
произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором
жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и
соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки
литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к
прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Так, для определения чувств,
испытанных самим ребенком при знакомстве с рассказом К. Паустовского
«Прощание с летом», можно предложить ученикам обозначить свои эмоции на
моделях.
Рассмотрим пример формирования
моделирования с одновременным развитием нравственно-этической ориентации
младших школьников. При знакомстве с произведением В. Осеевой «Волшебное
слово» на этапе анализа образа главного героя ученики понимают, какую гамму чувства
он испытывает: радость, одиночество, тревогу, беспокойство, отчаянье, надежду,
обиду и др. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства,
рассказывают ученикам об эмоциональных
переживаниях главного героя, что ему приятно, а что доставляет боль, где он
чувствует себя успешным, ощущает поддержку. Учитель предлагает рассмотреть предложенные модели, выбрать из них те,
которые отражают эмоции и чувства Павлика на протяжении рассказа и обозначить
смену чувств цифрами.
Подобные
задания учитель может составить самостоятельно, используя с учащимися
справочник О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой «Моя шкатулка» [2].
Например,
при знакомстве с произведением В. Росина «Друзья познаются в беде» можно
предложить учащимся творческое задание с использованием моделей эмоций и
чувств.
Учитель: Рассмотрите
вагончики. Отметьте значком Ѵ тот вагончик, на котором обозначены эмоции и чувства
белочки на протяжении рассказа. Если у вас другое мнение, можете нарисовать в
вагончике №3 свой ряд моделей эмоций и чувств белочки, пользуясь справочником. Объясните
свой выбор.
Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически
оформленного высказывания. Анализируя и
оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных
впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные
слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.
Таким образом, использование данных и многих других заданий,
направленных на формирование моделирования, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие
учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать
информацию, повышает интерес к
самостоятельной читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе способствует
формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и
высказывать собственные суждения. Все это ведет
к пониманию смысла текста учащимися, адекватному
оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному
чтению.
Групповая работа у доски |
Для продуктивной работы с моделями состояний эмоций и чувств целесообразно подготовить набор из 54 карточек( 15х21 см). Карточки удобно использовать для работы с моделями на доске. Для парной и индивидуальной работы я заготовила модели, размером 5 х7 см и поместила их в конверт.
Работаем с моделями в парах. |
Графические модели модели эмоций и чувств можно использовать:
Для обозначения чувств, испытанных героем (другим литературным героем).
При подготовке к выразительному чтению.
Для обозначения моделью чувств автора.
Для обозначения моделью своих чувств ( после прочтения произведения, на этапе рефлексии и др.).
При характеристике литературного героя и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий