В родимый сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
12 марта наш класс побывал на экскурсии в Музее дымковской игрушки. Мы знакомились с историей дымковской игрушки, наблюдали за работой мастерицы. Эти знания пригодятся нам для создания фильма-отчета "Дымковская карусель" в рамках участия в фестивале
"Здесь родины моей начало".
Ребята узнали, что праздник Свистопляски проводился ежегодно в четвертую субботу после Пасхи. Существует легенда, по которой начало ему положило так называемое Хлыновское побоище. По преданию, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова (Вятка) собрались жившие в краю инородцы, чтобы взять город. Не надеясь на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятичи перебили многих, и только утром узнали о своей ошибке: "Своя своих не познаша".
В память погибших на месте побоища поставили часовню, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду-поминовение. После чего начинался праздник Свистопляски...
В ритуал праздника входили традиционные кулачные бои, песни, пляски, свист, катание глиняных шаров с высокого берега Вятки. Здесь же продавались глиняные свистульки и шары - первые, архаичные виды дымковской игрушки.
В ритуал праздника входили традиционные кулачные бои, песни, пляски, свист, катание глиняных шаров с высокого берега Вятки. Здесь же продавались глиняные свистульки и шары - первые, архаичные виды дымковской игрушки.
Интересно подержать
яркие расписные
глиняные
шары в руках.
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».
По материалам сайта http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm.
А так по Вятке на лодках переплавляли готовые игрушки в город на ярмарку.
Из рассказа ребята узнали имя замечательного художника, который приложил немало усилий, чтобы сохранить дымковскую игрушку.
Алексей Иванович Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его утраты и пытаясь привлечь к нему внимание новых властей, художник создает альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами.
Цветные иллюстрации в книгах Алексея Деньшина, на которых изображены игрушки, точно скопированны с подлинников.
Художник собирал и отвозил в Москву и Петроград первые коллекции дымковских игрушек. И наконец, благодаря его усилиям широкая общественность страны узнала о вятском дымковском промысле, который пережил самые трудные времена. Более того, в 1930-х годах промысел стал очень популярным: о дымке появились многочисленные публикации, столичные музеи закупали целые коллекции игрушек, дымка приняла участие во Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.
Верещагина Людмила Дмитриевна,
композиция "Праздник Преображения" 2003 год
А вот наши солдаты-защитники.
Даже наших космонавтов вылепили мастерицы.
Ребята узнали все этапы производства игрушки:
1. Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
3. Сушка изделия
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
3. Сушка изделия
4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).
5. Беление меловым грунтом.
6. Роспись темперными красками.
7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).
Теперь наши первоклассники легко отличат, где няня-кормилица, барыня, барышня, водоноска, модница - дама в корсете и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.
Самое интересное и увлекательное занятие- наблюдать, как из кусочка глины на твоих глазах рождается красота.
Мы познакомились с мастерицей дымковской игрушки- Алевтиной Дмитриевной Видякиной. Она работает в Художественном музее с 1962 года.
Людмила Дмитриевна слепила для нас гусыню с гусятами, птичку.
Показала, как сделать из глины оборочку. Такие оборки мы видели на юбках барышень. А здесь - это крылышки гусыни. Какая красота!
Для работы Людмиле Дмитриевне нужна вода, губка, тряпочка, небольшая деревянная лопатка и доска для лепки. И, конечно, старание, терпение, усидчивасть и добрая душа... Иначе, такой красоты не получится...
Нам очень понравилась экскурсия! Мы не только узнали много нового, но и захотели вернуться сюда снова, чтобы уже самим слепить свою игрушку. А потом, когда она высохнет, то и раскрасить её.
Спасибо нашим дорогим родителям за организацию познавательной экскурсии!
лепить из глины - это такое удовольствие! Надо обязательно съездить на мастер-класс или пригласить это занятие к нам.
ОтветитьУдалитьОбязательно сходим в музей еще раз! Это так здорово, когда ребенок мастерит сам! А игрушка, которую он слепит, останется на долгую память в семье.
УдалитьЯркая экскурсия, Соне очень понравилось!
ОтветитьУдалитьГалина Дмитриевна. Спасибо. Экскурсия очень понравилась Валере. Он уже думает, что же слепить из глины, когда снова пойдут на экскурсию.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Владимировна!
Удалить