Долго думала, как провести уроки 8 мая, перед великим праздником Днем Победы.
Как всегда, идея родилась в последний день, в последнюю минуту. Решила провести уроки так, как это делали учителя 70 с лишним лет назад. Решила провести необычный урок - "Урок надежды".
Хорошо, что меня всегда выручают родители. Они всегда поддерживают мои идеи и помогают чем могут. Закупили газеты, приготовили компот из клюквы, купили сахар и хлеб, принесли электронные весы, а витамины я купила с утра перед уроками.
С утра ребят встречала музыка. Звучали песни военных лет. У всех на партах лежал свежий выпуск лицейской газеты "Кленовые листья".
Я обратила внимание детей на необычный выпуск "Комсомольской правды".
Это ПОБЕДНЫЙ МАЙСКИЙ НОМЕР "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ". Его выпустили 10 мая 1945 года, а к юбилею Победы напечатали для ветеранов вновь!
На первом уроке, я предупредила, что день сегодня необычный, уроки тоже необычные. Надеюсь, так и получилось, думаю, ребята на всю жизнь запомнят эти 3 урока по 30 минут.
Зачитала ребятам рубрики ПОБЕДНОГО МАЙСКОГО ВЫПУСКА.
Очень волнительно, особенно, когда видишь в этом выпуске фотографии своих земляков- маршалов И.С. Конева и Л.А.Говорова.
Раз урок необычный, значит и тетради сегодня необычные. Во время войны тетрадей почти не было. Альберт Лиханов наш земляк- писатель так вспоминал свое детство:
"В войну школьные тетрадки были большой ценностью, какое-то, очень
малое, число нам выдавали каждый год первого сентября, но это
происходило далеко не всюду. Тетрадки меняли на хлеб и прочую жратву
рыночные прихлебалы, а потому очень даже часто писал детский люд в
тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками. Газеты
печатались блекло, поэтому, если писать по такой бумаге фиолетовыми
чернилами, все видно, а газетные строчки можно даже использовать как
тетрадные линейки — чтобы буквы и цифры не прыгали, а писались ровно".
Ребята стали записывать число.
Вдруг кто-то спросил: "А где писать?"
Конечно, ребятам было сложно писать на газете. Но через несколько минут ребята поняли, что можно писать на полях или между строк. Это занятие ребятам очень понравилось.
Свой рассказ я начала с того, что рассказала о том, как ребята блокадного Ленинграда учились прямо в бомбоубежищах.
Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался
вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро
спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в
бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там.
Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой
написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только
в Ленинграде!Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "
Самой
тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре
достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и
дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только
наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него
добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
На математике мы с ребятами составляли и решали задачи о нормах хлеба для работающих и иждивенцев.
Урок русского языка мы продолжили по книге Альберта Лиханова "Кресна". В ней он вспоминает свое военное детство и Аполлинарию Николаевну Тепляшину, свою первую учительницу.
На уроке русского языка мы записали текст по воспоминаниям Альберта Лиханова: " Это было во время войны. Ребята нашей школы сшили кисеты бойцам. Вместе с Анной Николаевной мы вручали бойцам кисеты прямо у теплушек. Вечером уходил на фронт поезд. В нем уезжал и мой отец. Я схватил кисеты и бросился к бойцам. Слезы текли по лицу. Я прятал глаза. Бойцы не видали мокрые щеки. Я раздавал кисеты. Меня хлопали по плечу, один боец даже поцеловал. Вдруг кто-то взял меня за плечо. Я протянул кисет и шагнул было дальше. Крепкая рука не отпускала меня. Я поднял голову. Это был мой отец!"
На перемене ребята с интересом рассматривали лицейскую выставку рисунков. Здесь есть работы и наших ребят: Лики Анферовой, Лизы Коромысловой, Сони Белорыбкиной.
Пока у ребят шел урок английского языка, я успела побывать на акции "САДЫ ПОБЕДЫ". Наши 11-классники посадили яблоньки на школьном дворе.
Из книги Альберта Лиханова я зачитала ребятам небольшой отрывок:
"— Сегодня, — сказала Анна Николаевна, — мы истратим десять минут урока совсем на другие занятия. Дежурный мне поможет.
Дежурным
был Вовка Крошкин, круглоголовый мой добрый дружбан. Он нес зеленую
эмалированную кружку с розоватой водой — как выяснилось потом, это был
слабый раствор марганцовки — и следовал за Анной Николаевной. Про
розовый цвет мы узнавали потом, ведь дежурить-то каждому приходилось.
Учительница двигалась по рядам, и в одной руке у нее была небольшая, в
общем-то, картонная коробочка, в другой же — блестящая старинная
серебряная ложечка. Учительница захватывала ложечкой круглую бусинку,
велела открыть рот тому, перед кем останавливалась. И требовала:
— Раскуси!
После этого она полоскала ложечку в зеленой кружке и цепляла новый шарик."
Ребята с удовольствием приняли полезные витаминки. Когда у Анны Николаевны заканчивались витаминки и деньги, она со своими учениками собирала сосновые веточки, оказывается, самый крепкий витамин содержится в сосновой хвое.
Рассматриваем иллюстрации в книге
А.Лиханова "Кресна".
Еще один подарок я сделала ребятам на третьем необычном уроке.
Мы нарезали кусочки хлеба и взвешивали их на электронных весах- точно 125 граммов хлеба и кусочек сахара в подарок. Как же ребята обрадовались этому угощению. Конечно, этот хлеб не сравнить с блокадным.
Да и отвара из хвоинок сосны у нас не было, но мама Лики Анферовой Лариса Анатольевна для всех сварила компот из клюквы, а в клюкве тоже очень много
витамина С.
Спасибо Ларисе Анатольевне за витаминный напиток!
В заключении необычных уроков мы с ребятами спели пени "Пусть всегда будет солнце и "Катюшу". Ребята с огромным удовольствием аплодировали себе!
На память мы сфотографировались в наших красивых пилотках.
Сколько уроков доброты, любви и надежды мы получили, читая отрывки из книги А. Лиханова "Кресна"!
А как были нужны такие Уроки надежды детям войны! Только надежда на светлое будущее и
мечты о жизни без войны давали им силы вынести нечеловеческие испытания!
Вот это уроки! Не перестаю восхищаться Вашим талантом педагога!
ОтветитьУдалитьСпасибо, дорогая Светлана Викторовна! Поздравляю вас с Днем Победы!
УдалитьОчень понравилось письмо на газетах - необычно! Ребята точно не забудут эти уроки.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Светлана Николаевна! Я тоже очень надеюсь, что уроки произвели на ребят впечатление. Когда я рассказывала о детях войны многие ребята плакали вместе со мной...Удивлялись и недоумевали, как это писать на газетах??? Именно такие погружения позволяют окунуться в военные события, почувствовать все, что перенесли дети и взрослые во время страшных испытаний!
УдалитьЯ тоже восхищена Вашим талантом преподносить трудное в доступной форме. дети должны знать о войне. Такие уроки останутся в памяти надолго. Спасибо Вам за Ваши идеи.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Владимировна! Ваши добрые слова тронули меня! Очень приятно! Поздравляю вас с Днем Победы! Пусть страшная война никогда не повторится!
УдалитьИнтересные уроки, Галина Дмитриевна! Взяла себе на заметочку. Согласна с Вами, ребята запомнят эти уроки! С праздником Вас и Ваших ребятишек!
ОтветитьУдалитьПусть никогда не повторится ужас войны!
Пусть дети наши и внуки живут под чистым мирным небом!
Счастья, радости и процветания нашей любимой стране!!!
УРА!!!!
Спасибо, Ольга Александровна!
УдалитьСпасибо, Галина Дмитриевна, за замечательный урок! Лика была в восхищении, много и эмоционально рассказывала о том, как все прошло и сколько нового она узнала! С праздником Великой Победы, Вас!
ОтветитьУдалитьСпасибо,Лариса Анатольевна! Мне очень приятно, что Лике понравился мой урок! С праздником Вас!
УдалитьГалина Дмитриевна, очень интересный урок! Вове понравилось и на газетах писать и компот из клюквы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лариса Павловна!
УдалитьОчень,очень,очень были интересные уроки! Я их точно никогда не забуду! Большое спасибо, Галина Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Машенька! Я очень рада, что тебе понравились мои уроки! Я очень надеюсь, что пройдут годы, вы подрастёте и будете вспоминать мои "Уроки надежды"!
УдалитьУважаемая Галина Дмитриевна! Спасибо за такие замечательные уроки. Эти уроки я запомню на всю жизнь!
УдалитьАнечка, спасибо! Я старалась, чтобы вам было интересно, чтобы вы узнали много нового и берегли свою Родину, ценили мир!
УдалитьГалина Дмитриевна, благодарю Вас за интересные идеи и находки.
ОтветитьУдалитьК своему стыду, я только сейчас познакомилась с этим замечательным произведением А.А. Лиханова. Сколько минуток доброты, любви и надежды я получила, читая эту книгу! Воодушевившись, я решила, что обязательно проведу "Урок надежды" в своем классе.
Благодарю Вас за то, что делитесь своим неисчерпаемым талантом.