Заказы на пособия принимаем по электронной почте: Pisatel_ychitel@mail.ru

пятница, 8 мая 2015 г.

"Уроки надежды", или как учились дети во время Великой Отечественной войны

Долго думала, как провести уроки 8 мая, перед великим праздником Днем Победы.
Как всегда, идея родилась в последний день, в последнюю минуту. Решила провести уроки так, как это делали учителя 70 с лишним лет назад. Решила провести необычный урок - "Урок надежды".


Хорошо, что меня всегда выручают родители. Они всегда поддерживают мои идеи и помогают чем могут. Закупили газеты, приготовили компот из клюквы, купили сахар и хлеб, принесли электронные весы, а витамины я купила с утра перед уроками.

 С утра ребят встречала музыка. Звучали песни военных лет.  У всех на партах лежал свежий выпуск лицейской газеты "Кленовые листья".
Я обратила внимание детей на необычный выпуск "Комсомольской правды".
Это ПОБЕДНЫЙ МАЙСКИЙ НОМЕР "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ". Его выпустили 10 мая 1945 года, а к юбилею Победы напечатали для ветеранов вновь!



 На первом уроке, я предупредила, что день сегодня необычный, уроки тоже необычные. Надеюсь, так и получилось, думаю, ребята на всю жизнь запомнят эти 3 урока по 30 минут.

 Зачитала ребятам рубрики ПОБЕДНОГО МАЙСКОГО ВЫПУСКА.
Очень волнительно, особенно, когда видишь в этом выпуске фотографии своих земляков- маршалов  И.С. Конева и Л.А.Говорова.
 Раз урок необычный, значит и тетради сегодня необычные. Во время войны тетрадей почти не было. Альберт Лиханов наш земляк- писатель так вспоминал свое детство:
"В войну школьные тетрадки были большой ценностью, какое-то, очень малое, число нам выдавали каждый год первого сентября, но это происходило далеко не всюду. Тетрадки меняли на хлеб и прочую жратву рыночные прихлебалы, а потому очень даже часто писал детский люд в тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками. Газеты печатались блекло, поэтому, если писать по такой бумаге фиолетовыми чернилами, все видно, а газетные строчки можно даже использовать как тетрадные линейки — чтобы буквы и цифры не прыгали, а писались ровно".

 Ребята стали записывать число. 
Вдруг кто-то спросил: "А где писать?"
Конечно, ребятам было сложно писать на газете. Но через несколько минут ребята поняли, что можно писать на полях или между строк. Это занятие ребятам очень понравилось.
 Свой рассказ я начала с того, что рассказала о том, как ребята блокадного Ленинграда  учились прямо в бомбоубежищах.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "  


Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.
 На математике мы с ребятами составляли и решали задачи о нормах хлеба для работающих и иждивенцев.
 Урок русского языка мы продолжили по книге Альберта Лиханова "Кресна". В ней он вспоминает свое военное детство и Аполлинарию Николаевну Тепляшину, свою первую учительницу.


 На уроке русского языка мы записали текст по воспоминаниям Альберта Лиханова: " Это было во время войны. Ребята нашей школы сшили кисеты бойцам. Вместе с Анной Николаевной мы вручали бойцам кисеты прямо у теплушек. Вечером уходил на фронт поезд. В нем уезжал и мой отец. Я схватил кисеты и бросился к бойцам. Слезы текли по лицу. Я прятал глаза. Бойцы не видали мокрые щеки. Я раздавал кисеты. Меня хлопали по плечу, один боец даже поцеловал. Вдруг кто-то взял меня за плечо. Я протянул кисет и шагнул было дальше. Крепкая рука не отпускала меня. Я поднял голову. Это был мой отец!"
 На перемене ребята с интересом рассматривали лицейскую выставку рисунков. Здесь есть работы и наших ребят: Лики Анферовой, Лизы Коромысловой, Сони Белорыбкиной.
 Пока у ребят шел урок английского языка, я успела побывать на акции "САДЫ ПОБЕДЫ". Наши 11-классники посадили яблоньки на школьном дворе.




 Из книги Альберта Лиханова я зачитала ребятам небольшой отрывок:
"— Сегодня, — сказала Анна Николаевна, — мы истратим десять минут урока совсем на другие занятия. Дежурный мне поможет.
Дежурным был Вовка Крошкин, круглоголовый мой добрый дружбан. Он нес зеленую эмалированную кружку с розоватой водой — как выяснилось потом, это был слабый раствор марганцовки — и следовал за Анной Николаевной. Про розовый цвет мы узнавали потом, ведь дежурить-то каждому приходилось. Учительница двигалась по рядам, и в одной руке у нее была небольшая, в общем-то, картонная коробочка, в другой же — блестящая старинная серебряная ложечка. Учительница захватывала ложечкой круглую бусинку, велела открыть рот тому, перед кем останавливалась. И требовала:
— Раскуси!
После этого она полоскала ложечку в зеленой кружке и цепляла новый шарик."
 Ребята с удовольствием приняли полезные витаминки. Когда у Анны Николаевны заканчивались витаминки и деньги, она со своими учениками собирала сосновые веточки, оказывается, самый крепкий витамин содержится в сосновой хвое.



 Рассматриваем иллюстрации в книге 
А.Лиханова "Кресна".

 Еще один подарок я сделала ребятам на третьем необычном уроке.
 Мы нарезали кусочки хлеба и взвешивали их на электронных весах- точно 125 граммов хлеба и кусочек сахара в подарок. Как же ребята обрадовались этому угощению. Конечно, этот хлеб не сравнить с блокадным.
Да и отвара из хвоинок сосны у нас не было, но мама Лики Анферовой Лариса Анатольевна для всех сварила компот из клюквы, а в клюкве тоже очень много 
витамина С.
Спасибо Ларисе Анатольевне за витаминный напиток!









 В заключении необычных уроков мы с ребятами спели пени "Пусть всегда будет солнце и "Катюшу". Ребята с огромным удовольствием аплодировали себе!
 На память мы сфотографировались в наших красивых пилотках.










 Сколько уроков доброты, любви и надежды мы получили, читая отрывки из книги А. Лиханова "Кресна"!
А как были нужны такие Уроки надежды детям войны! Только надежда на светлое будущее и 
мечты о жизни без войны давали им силы вынести нечеловеческие испытания!

17 комментариев:

  1. Вот это уроки! Не перестаю восхищаться Вашим талантом педагога!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Светлана Викторовна! Поздравляю вас с Днем Победы!

      Удалить
  2. Очень понравилось письмо на газетах - необычно! Ребята точно не забудут эти уроки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Николаевна! Я тоже очень надеюсь, что уроки произвели на ребят впечатление. Когда я рассказывала о детях войны многие ребята плакали вместе со мной...Удивлялись и недоумевали, как это писать на газетах??? Именно такие погружения позволяют окунуться в военные события, почувствовать все, что перенесли дети и взрослые во время страшных испытаний!

      Удалить
  3. Я тоже восхищена Вашим талантом преподносить трудное в доступной форме. дети должны знать о войне. Такие уроки останутся в памяти надолго. Спасибо Вам за Ваши идеи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Владимировна! Ваши добрые слова тронули меня! Очень приятно! Поздравляю вас с Днем Победы! Пусть страшная война никогда не повторится!

      Удалить
  4. Интересные уроки, Галина Дмитриевна! Взяла себе на заметочку. Согласна с Вами, ребята запомнят эти уроки! С праздником Вас и Ваших ребятишек!
    Пусть никогда не повторится ужас войны!
    Пусть дети наши и внуки живут под чистым мирным небом!
    Счастья, радости и процветания нашей любимой стране!!!
    УРА!!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Галина Дмитриевна, за замечательный урок! Лика была в восхищении, много и эмоционально рассказывала о том, как все прошло и сколько нового она узнала! С праздником Великой Победы, Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Лариса Анатольевна! Мне очень приятно, что Лике понравился мой урок! С праздником Вас!

      Удалить
  6. Галина Дмитриевна, очень интересный урок! Вове понравилось и на газетах писать и компот из клюквы!

    ОтветитьУдалить
  7. Бикметова Маша9 мая 2015 г. в 19:44

    Очень,очень,очень были интересные уроки! Я их точно никогда не забуду! Большое спасибо, Галина Дмитриевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Машенька! Я очень рада, что тебе понравились мои уроки! Я очень надеюсь, что пройдут годы, вы подрастёте и будете вспоминать мои "Уроки надежды"!

      Удалить
    2. Уважаемая Галина Дмитриевна! Спасибо за такие замечательные уроки. Эти уроки я запомню на всю жизнь!

      Удалить
    3. Анечка, спасибо! Я старалась, чтобы вам было интересно, чтобы вы узнали много нового и берегли свою Родину, ценили мир!

      Удалить
  8. Галина Дмитриевна, благодарю Вас за интересные идеи и находки.
    К своему стыду, я только сейчас познакомилась с этим замечательным произведением А.А. Лиханова. Сколько минуток доброты, любви и надежды я получила, читая эту книгу! Воодушевившись, я решила, что обязательно проведу "Урок надежды" в своем классе.
    Благодарю Вас за то, что делитесь своим неисчерпаемым талантом.

    ОтветитьУдалить