Заказы на пособия принимаем по электронной почте: Pisatel_ychitel@mail.ru

понедельник, 14 января 2019 г.

«Словарь цветовой гаммы – средство обогащения словаря младшего школьника»

Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
 Уже второй год мы с ребятами используем на уроках словари справочника "Моя шкатулка" ( авторы О.Н.Бершанская, Г.Д. Детерева) . 
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. ДегтереваСправочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Особого внимания заслуживает «Словарь цветовой гаммы», представляющий названия разнообразных оттенков цветов с толкованием их значений. Опыт применения «Моей шкатулки» свидетельствует о том, что этот словарь становится надежным помощником не только при составлении словесных зарисовок на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, изобразительного искусства, а особенно – при написании сочинений.
 Авторы справочника Ольга Николаевна Бершанская 
и Галина Дмитриевна Дегтерева
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева

В справочнике «Моя шкатулка» представлено два вида словарей:
·        Тематический, алфавитный - в котором представлены цвета и их оттенки, проявление цвета, расцветка.
·        Тематический - толковый - включающий в себя толкование слов-названий цветов и оттенков.
     Словарь представляет названия цветов и их многообразных оттенков. Алфавитный словарь является тематическим, т.к. содержит не только сами названия оттенков цветов, но и слова, характеризующие проявления цвета (а не сам цвет), например, густой, мутный, сочный, а также виды расцветки, например, полосатый, пятнистый, рябой.

         Как утверждает Ольга Николаевна Лёвушкина- кандидат педагогических наук кафедры филологического образования МПГУ, для того, чтобы словарный запас учащихся в начальной школе действительно обогатился, работа со словом должна вестись «систематически и на межпредметном уровне» , то есть не ограничиваться только уроками языка, а продолжаться на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, и даже на уроках музыки.
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
       Приоритетная направленность использования Словаря цветовой гаммы – коммуникативная. На первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умений свободно, коммуникативно оправданно использовать цветообозначающую лексику в высказываниях любой стилевой принадлежности. 


Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Я использую следующие приемы при работе со Словарем цветовой гаммы справочника "Моя шкатулка"    
1) чтение текстов, насыщенных цветолексикой;
 2)    вычленение цветообозначений из текста;

3) исследование цветовой гаммы живописного полотна



   4) беседа по картине, её коллективный анализ;
5)      редактирование текста;
    6)   насыщение текста цветообозначениями;

Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева

Особое внимание мы уделяем работе над смысловой стороной слова, формированию умений употреблять слова наиболее точные, подходящие к ситуации, сопоставлять предметы и явления по цвету. Только в ситуации сравнения ребёнок придёт к необходимости прибегнуть
  •        к наименованиям оттенков цвета,
  •         к созданию сложных прилагательных (тёмно-красный, желтовато-зелёный, ярко-розовый и под.)
  •          к выбору синонимов из цветового ряда (красный, алый, багровый, бордовый, малиновый, рубиновый и пр.) 

Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и грамотно использовать названия цвета в своей речи, они должны систематически и последовательно знакомиться с цветом предметов и явлений окружающей среды, тогда постепенно у них формируется умение самим создавать и употреблять цветообозначения.
Г. Э. Бреслав приводит как пример работу японских педагогов, которые специально анализируют детские рисунки с целью выявить в них отсутствующие цвета. Они считают, что нарушение в цветовосприятии говорит о дисгармонии в психике, но если наладить правильное восприятие цвета, то восстановится и гармония психической жизни маленького человека. Поэтому они работают с ребёнком, стараясь нормализовать цветовосприятие при помощи специальных психотерапевтических методов.
Справочник "Моя шкатулка" О.Н.Бершанская, Г.Д. Дегтерева
Чтобы слово прочно зафиксировалось в памяти, оно должно быть в течение урока повторено не менее семи раз, а затем необходимо многократно в течение нескольких дней (не менее семи) включать его в материал урока, а затем по прошествии некоторого времени, снова вернуться к этому слову.

          Использование «Словаря цветовой гаммы» справочника "Моя шкатулка"( О.Н.Бершанская, Г.Д.Дегтерева) на уроках в начальной школе предполагает расширение представлений младших школьников о цветообозначающей лексики. Система упражнений работы со «Словарем цветовой гаммы» позволяет знакомить учащихся с синонимическими рядами цветонаименований, с их словообразованием, этимологией слов, обозначающих цвета, активно пополнять словарный запас младших школьников.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Галина Дмитриевна! Цвета - загадочная область, думаю, до конца неизученная. Обожаю эту тему! Столько нового и интересного открываешь! Расширение словарного запаса - одно из главных составляющих работы с языком, иначе будет топтание на одном месте. Полностью согласна с тем, что расширять запас надо не только на уроках русского языка, но и на всех, по возможности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана! Согласна с вами, тема не изучена до конца. Изучать, исследовать ее очень увлекательно! А как ребятам интересно! Они с удовольствие впитывают весь новый материал! очень нравится использовать этот словарь на уроках русского языка. Я составляю разные упражнения со словами из этого словаря. Ребята любят составлять цветовую палитру на уроках чтения и изо. В групповой работе у них это здорово получается!

      Удалить