Уже второй год мы с ребятами используем на уроках словари справочника "Моя шкатулка" ( авторы О.Н.Бершанская, Г.Д. Детерева) .
Особого внимания заслуживает «Словарь цветовой гаммы», представляющий названия разнообразных оттенков цветов с толкованием их значений. Опыт применения «Моей шкатулки» свидетельствует о том, что этот словарь становится надежным помощником не только при составлении словесных зарисовок на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, изобразительного искусства, а особенно – при написании сочинений.
Особого внимания заслуживает «Словарь цветовой гаммы», представляющий названия разнообразных оттенков цветов с толкованием их значений. Опыт применения «Моей шкатулки» свидетельствует о том, что этот словарь становится надежным помощником не только при составлении словесных зарисовок на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, изобразительного искусства, а особенно – при написании сочинений.
Авторы справочника Ольга Николаевна Бершанская
и Галина Дмитриевна Дегтерева
В
справочнике «Моя шкатулка» представлено два вида словарей:
·
Тематический,
алфавитный - в котором представлены цвета и их оттенки, проявление цвета,
расцветка.
·
Тематический
- толковый - включающий в себя толкование слов-названий цветов и оттенков.
Словарь представляет названия цветов и их
многообразных оттенков. Алфавитный словарь является тематическим, т.к. содержит
не только сами названия оттенков цветов, но и слова, характеризующие проявления
цвета (а не сам цвет), например, густой, мутный, сочный, а также виды
расцветки, например, полосатый, пятнистый, рябой.
Как утверждает Ольга
Николаевна Лёвушкина- кандидат педагогических наук кафедры
филологического образования МПГУ, для того, чтобы словарный запас учащихся в
начальной школе действительно обогатился, работа со словом должна вестись
«систематически и на межпредметном уровне» , то есть не ограничиваться
только уроками языка, а продолжаться на уроках чтения, ознакомления с
окружающим миром, изобразительного искусства, и даже на уроках музыки.
Приоритетная
направленность использования Словаря цветовой гаммы – коммуникативная. На
первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умений
свободно, коммуникативно оправданно использовать цветообозначающую лексику в
высказываниях любой стилевой принадлежности.
Я использую следующие приемы при работе со Словарем цветовой гаммы справочника "Моя шкатулка"
1) чтение
текстов, насыщенных цветолексикой;
2) вычленение
цветообозначений из текста;
3) исследование цветовой гаммы живописного полотна
4) беседа
по картине, её коллективный анализ;
5) редактирование
текста;
6) насыщение
текста цветообозначениями;
Особое внимание мы уделяем работе над
смысловой стороной слова, формированию умений употреблять слова наиболее
точные, подходящие к ситуации, сопоставлять предметы и явления по цвету. Только
в ситуации сравнения ребёнок придёт к необходимости прибегнуть
- к наименованиям оттенков цвета,
- к созданию сложных прилагательных (тёмно-красный, желтовато-зелёный, ярко-розовый и под.)
- к выбору синонимов из цветового ряда (красный, алый, багровый, бордовый, малиновый, рубиновый и пр.)
Чтобы дети могли
ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и грамотно
использовать названия цвета в своей речи, они должны систематически и
последовательно знакомиться с цветом предметов и явлений окружающей среды,
тогда постепенно у них формируется умение самим создавать и употреблять
цветообозначения.
Г. Э. Бреслав приводит
как пример работу японских педагогов, которые специально анализируют детские
рисунки с целью выявить в них отсутствующие цвета. Они считают, что нарушение в
цветовосприятии говорит о дисгармонии в психике, но если наладить правильное
восприятие цвета, то восстановится и гармония психической жизни маленького
человека. Поэтому они работают с ребёнком, стараясь нормализовать
цветовосприятие при помощи специальных психотерапевтических методов.
Чтобы
слово прочно зафиксировалось в памяти, оно должно быть в течение урока
повторено не менее семи раз, а затем необходимо многократно в течение нескольких
дней (не менее семи) включать его в материал урока, а затем по прошествии
некоторого времени, снова вернуться к этому слову.
Использование «Словаря цветовой гаммы» справочника "Моя шкатулка"( О.Н.Бершанская, Г.Д.Дегтерева) на уроках в начальной школе предполагает расширение представлений младших
школьников о цветообозначающей лексики. Система упражнений работы со «Словарем
цветовой гаммы» позволяет знакомить учащихся с синонимическими рядами цветонаименований,
с их словообразованием, этимологией слов, обозначающих цвета, активно пополнять
словарный запас младших школьников.
Здравствуйте, Галина Дмитриевна! Цвета - загадочная область, думаю, до конца неизученная. Обожаю эту тему! Столько нового и интересного открываешь! Расширение словарного запаса - одно из главных составляющих работы с языком, иначе будет топтание на одном месте. Полностью согласна с тем, что расширять запас надо не только на уроках русского языка, но и на всех, по возможности.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Светлана! Согласна с вами, тема не изучена до конца. Изучать, исследовать ее очень увлекательно! А как ребятам интересно! Они с удовольствие впитывают весь новый материал! очень нравится использовать этот словарь на уроках русского языка. Я составляю разные упражнения со словами из этого словаря. Ребята любят составлять цветовую палитру на уроках чтения и изо. В групповой работе у них это здорово получается!
Удалить